Галина Ширяева

Страна: Узбекистан

Уже множество лет пишу литературные произведения разных жанров- фантастику, детективы, реальную прозу. Участвовала в конкурсе ОСА несколько раз и в 2017 году вышла в финал с рассказом. “Дневник прабабушки” Участвую в литературных конкурсах на разных площадках. Впервые решила попробовать себя в жанре Детская проза.

Country: Uzbekistan 

For many years I have been writing literary works of various genres – fantasy, detective stories, real prose. She participated in the OCA competition several times and in 2017 reached the final with a story. “Diary of a great-grandmother” I participate in literary competitions at various sites.For the first time I decided to try myself in the genre of children’s prose.

Отрывок из  non-fiction “Очарованный солнцем”

            Шел 1928 год. Над бездонным азиатским небом голубели купола мечетей и медресе. Равнодушно наблюдали они за суетой осеннего базара Бухары. В пыльной дымке, как в водовороте, происходило нескончаемое движение цветастых тюбетеек, пестрых халатов. Тут и там вспыхивали красными, синими, зелеными пятнами женские платки. Все это многоцветие дополняли горы янтарных дынь, корзины с виноградом, гранатами, истекающих соком персиками.

        В пестрой толпе стоял немолодой человек в широкой панаме, в холщовой рубахе, с походным этюдником через плечо и зонтиком в руках. Он ничего не покупал, а только смотрел и восхищенно приговаривал:

 — Какая красота! А солнца- то сколько!

 Потом художник, недолго думая укрепил свой изрядно потертый деревянный ящик  на металлических ножках, поставил на него небольшой холст и быстрыми, размашистыми ударами кисти начал писать этюд. Его сразу же окружила любопытная толпа, кто с восхищением, кто с недоверием следил за действиями художника. Наконец, выполнив этюд, он быстро собрал свои вещи и незаметно исчез. Позже пронесся слух, что художника видели у Лаби хауза древнего города.  У водоема, художник сторожил водоноса, а когда тот приходил наполнить свои тяжелые меха, торопливо писал этюд. А еще очевидцы говорили, что незнакомец поселился  в худжре старого медресе, днем без устали работал под палящим солнцем, а вечером угощал гостей скромным ужином, приготовленным на костре. Живописца звали Павел Петрович Беньков. 

    Будущий художник  родился в Казани 8 декабря 1879 года в семье железнодорожного служащего. В доме Беньковых всем руководила мать, Матрена Мефодьевна, работящая и добрая, с незаурядным природным умом. Дочь крепостного казанских помещиков Боратынских, знавшая нужду, она всеми силами старалась оградить от нее своих детей. Отец, Петр Алексеевич, часто болевший и любящий выпить, был плохим кормильцем для семьи. Мать была набожна и  хотела видеть своего сына священнослужителем. Павел же, очень любящий рисовать, мечтал стать художником, поэтому прочитав объявление об открытии Казанской  художественной школы, решил, что будет туда поступать. Пришлось решиться на обман. Сказав родителям, что хочет поступать в Казанскую духовную семинарию, он  поступил вольнослушателем в художественную школу. Директором  школы, был Николай Николаевич Белькович, который страстно любя детей, самозабвенно отдавался педагогической деятельности и посвящал им все свое время. И ученики, чувствуя это, платили ему взаимной любовью и уважением.

  От года в год росли успехи Бенькова в живописи, и в 1901 году, Павел отлично сдает выпускные экзамены и в числе двадцати трех выпускников  получает право на зачисление в Петербургскую Академию.

    До Петербурга казанцы ехали дружной артелью. Среди них был и Николай Фешин, близкий друг Павла, а в будущем, замечательный художник. По молчаливому согласию старшим единодушно признали Бенькова —  Павлу уже шел двадцать третий год. Коренастый, плотный, он широко раздался в плечах. На большой Николаевский вокзал прикатили рано утром. Будущие живописцы высыпали на перрон. Выйдя на привокзальную площадь замерли, пораженные красотой Невского проспекта со сверкающим шпилем Адмиралтейства вдали.

   Почти все казанцы попали в мастерскую Репина, но великий живописец, имея более семидесяти учеников, не мог уделять каждому из своих питомцев достаточно внимания. В 1903 году в помощь Илье Ефимовичу был приглашен один из талантливейших его учеников- Д.Н.Кардовский и Павел вместе с несколькими товарищами  попал в обучение к Дмитрию Николаевичу. В обучении рисованию Кардовский брал за основу кредо своего педагога по рисунку -Павла Чистякова: «Вещи следует изображать, во- первых, такими, какими они кажутся нашему глазу, а во- вторых, такими, какими  они существуют объективно, сами по себе. Результаты преподавания Кардовского не замедлили сказаться; за этюды, в которых уже проявлялась незаурядная колористическая одаренность  Бенькова, товарищи шутливо прозвали его Тицианом. После окончания Академии, художник учился в Академии Жулиана в  Париже

       В 1909 году Павел Беньков становится преподавателем Казанской художественной школы. Первые годы работы были для молодого педагога  самыми  счастливыми и плодотворными. Осенью 1911 года Павел Петрович женится на своей ученице по Казанской художественной школе Ольге Петровне Траубенберг, и выезжает в Италию в свадебное путешествие, которое продлилось семь месяцев. 30 мая 1912 года в селе Ташевка близ Казани, где у четы была дача, родилась дочь Наталья. В 1929 Наталья Павловна поступила в Казанский государственный университет на физико-математический факультет, откуда вышла целая плеяда магнитологов, составивших цвет отечественной науки в области изучения многообразных явлений магнетизма в воздушной оболочке Земли. В их числе и Наталия Павловна Бенькова, профессор, доктор наук, патриарх отечественной геофизики, всю жизнь посвятившая служению науке.
      В 1928 году, Беньков отправляется в командировку в Бухару, которая перевернула всю его жизнь. Начинается новый период жизни в творчестве художника. В Бухаре Беньков поселился в одной их худжр старинного медресе Диван Беги. Рассказывали, что его любимая чайхана располагалась вблизи водоема у подножия гигантских чинар, на верхушках которых сидели аисты. В чайхане целый день кипела в огромных самоварах вода, пестрели подносы, чайники, пиалы. На тахтах, застеленных коврами, чинно сидели посетители, слушали пение, музыку, неторопливо беседовали. По воспоминаниям искусствоведа, Бориса Никифорова, в комнате у Павла все было устроено по- походному: подрамник с холстами, этюдник, загромождали всю комнату, едва оставляя место для кровати и небольшого стола. Но бытовые неудобства не смущали художника: рано утром Беньков отправлялся на работу и возвращался только вечером. Павел часами бродил по узким улочкам Бухары и писал этюды прямо под палящим солнцем. К художнику скоро привыкли,  и он спокойно делал зарисовки на базарах, чайханах, подсматривая увлекательные сценки уличной жизни. Именно в это время были написаны им жанровые картины «Старая Бухара», «Уличный писец», «Крытый базар в Бухаре»,

 «Хауз с водоносом». Картина «Крытый базар в Бухаре» стала достоянием Ташкентского музея искусств и неизменно привлекает внимание зрителей. Самым ярким пятном на холсте является ослепительный солнечный свет, обозначивший дальний проем арки крытого рынка. Разглядывая эту картину, зритель отчетливо различает красочную разноликость толпы.

Сюжет  «Старой Бухары прост», но состояние природы передано мастерски. Короткие тени от постройки и идущего водоноса, знойная синева неба, эта, по словам Есенина «стеклянная хмарь Бухары», создается посредством серовато-белесой палитры цветов.

 Знакомясь с Бухарой, художник неутомимо разыскивал наиболее живописные места. Мастерской для него стала вся Бухара. Главным образом, он нашел себя в  пейзажно-жанровых картинах: изображал народный быт на фоне городского пейзажа, на пленэре.

        В1930 году, Павел Беньков обосновался на постоянное жительство в Самарканде. Художник купил небольшой домик на Стадионной улице и продолжал заниматься творческой и преподавательской работой. Перевез семью, а потом позвал  и свою любимую ученицу- Зинаиду Михайловну Ковалевскую, которая также внесла большой вклад в изобразительное искусство Узбекистана. Ковалевская, бросив все, поехала. Что ею двигало: большое уважение к Мастеру и Учителю или искреннее чувство любви — неизвестно. Своей семью у Ковалевской не было, и она всю жизнь была искренним другом и помощницей Павла Петровича.

     « Приезд в Узбекистан, — писал Павел Петрович, — можно считать этапом моей творческой работы. Южное солнце, красочный быт, новая советская тематика дали огромный толчок моей творческой деятельности.» В тридцатые годы Беньков написал серию живописных полотен: «Восьмое марта в Регистане», «Раватстрой», «Худжум»

 Примечательным для художников Узбекистана был 1934 год тем, что лучшие их работы : «Портрет узбека- колхозника» Тансыкбаева, «Утро в Шахимардане» Волкова, «Женщина- хивинка» Бенькова, которая сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее — были выставлены  на Всемирной художественной выставке в Филадельфии.

  На протяжении четырех военных лет взволнованным откликом художника стали картины «Встреча героя», « В новой семье», « Подруги», «Мать героя», «Кавалерия в горах». Последнюю, художник преподнес в дар Самаркандскому Дому Красной Армии. В жанровом полотне, «В новой семье», показано, как в уютном дворике встречают нового члена семьи – оставшуюся без родителей в жестоких событиях войны крошечную русскую девочку, робко переступающую порог  нового для нее дома. Художнику прекрасно удалось передать теплоту встречи — очень выразительна фигура узбечки, ведущей  за руку маленькую девочку и ласково встречающей ее девочки подростка. Во время войны в Узбекистан хлынули тысячи эвакуированных. Местное население делилось с приезжими последним куском лепешки. Многие узбеки  усыновили детей, оставшихся без родителей,  и вырастили их настоящими людьми. Сколько бы лет не прошло, но такое не забывается.

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5 оценок, среднее: 4,80 из 5)

Загрузка…