Юфим Сания

Страна: Грузия

Об авторе. Родился 9 декабря 1947 года в г. Уфе, столице Башкортостана. В 1970 г. поступил на философский факультет Санкт-Петербургского университета. В 1978 г. окончил очную аспирантуру. Работал в культуре, занимался литературным творчеством, издательской деятельностью. Член СП Санкт-Петербурга и Союза российских писателей. В мае 2022 г. переехал на постоянное место жительства в Грузию, в Батуми.

 

Country: Georgia

About the author. Born on December 9, 1947 in Ufa, the capital of Bashkortostan. In 1970 he entered the Faculty of Philosophy of St. Petersburg University. In 1978 he graduated from full-time postgraduate studies. He worked in culture, engaged in literary creativity, publishing. Member of the Joint Venture of St. Petersburg and the Union of Russian Writers. In May 2022, he moved to permanent residence in Georgia, in Batumi.

Отрывок из эссе “Брюссельская осень 2019 года”

(17.11.2019, воскресенье)

Сегодня отбываем на автовокзал, дальше наш путь лежит в Париж. Спасибо, Брюссель! До свидания, Бельгия! Здесь мы провели три чудесных дня, отметились на VIII международном фестивале «Евразия: Открытый мир» и успели посмотреть главные достопримечательности бельгийской столицы. Вылетели 13 ноября, за час 20 минут долетели до Риги и томились в аэропорту 4 часа. Хорошо, что Тоня купила дорожные шахматы. И когда вконец измучила меня своим победоносным шествием по шахматному полю, переключилась на Уве, немца, томившегося рядом с нами, но в ожидании рейса в Берлин. И он тоже ей проиграл. Наконец объявили посадку, к 18 часам добрались до Брюсселя. Потом таксист Марио (итальянец, которого Тошка сразу окрестила «мафиози»), больше часа катал нас по вечернему дождливому городу, якобы не мог найти наш отель, хотя мы ему дали телефон хозяина, чтобы позвонил, что он и сделал, в конце концов, содрав с нас почти 70 евро. Приехали в отель, а он закрыт! Подергали ручку двери, в растерянности зашли в соседний фаст-фуд, а там сидит группа молодых людей. Спросил. Встает парень лет тридцати, хозяин отеля Стефан. Быстро провел нас в номер, вместо ключа дал магнитную карту, включающую свет и открывающую двери, и исчез. Мы оставили вещи, спустились в магазин, купили молока, банку бельгийского пива, сахар и чай. В кафе заказали шашлык. Что бросилось в глаза? Бульвар ду Миди (Boulevard du Midi) — центр города. Но квартал, кажется, облюбовали эмигранты, в основном, арабы. Здесь их очень много, ведут себя шумно, вызывающе даже, будто провоцируют. Как-то даже не по себе, вернулись в отель, жена поставила чайник, я распаковал багаж, нам предстояло прожить здесь четыре дня. Быстро поужинали и легли спать. Всё. Мы в Брюсселе. Спим.

 

(18.11.19, понедельник) Проснулся в 6 утра, послушал звуки просыпающегося Парижа и вновь уснул. Но сквозь дрему казалось: мы еще в Брюсселе, все перемешалось в сознании, как в доме Облонских, память в этом миксте событий совершенно запуталась! Воспоминания наплывают друг на друга, а все потому, что дни, проведенные на VIII Открытом Евразийском литературном фестивале и книжном форуме (OEBF 2019) в бельгийской столице были настолько насыщены, что не могло быть и речи о том, чтобы что-то успеть записать. Дни заканчивались поздно, и, придя в номер, мы падали от усталости и засыпали. Поэтому сейчас, в данный момент, в 10 утра мы с Тоней в квартире № 1 на 4 этаже дома № 3 по rue de Poissy. Тошка сделала зарядку, теперь аппетитно завтракает, я уже позавтракал и теперь пишу. Но пишу о том, что происходило 14 ноября, за 200 километров отсюда на бульваре du Midu 61, в отеле со странным названием «Game of rooms» (Игра комнат). Сразу объясню: хозяин Стефан молодой человек и, как большинство молодых людей — меломан, но, кажется, поклонник классического рока. Потому что, поднимаясь по лестнице и проходя мимо дверей номеров, я обратил внимание, что вместе с номером комнаты висит фотография и чье-нибудь имя: № 1 Andy Warhol; Энди Уорхол — американский художник, дизайнер, писатель и коллекционер. Он стал одной из самых известных фигур в истории поп-арт-движения и современного искусства. Уорхол умер в 1987 году в возрасте 58 лет. Однажды американский рок-музыкант Элис Купер купил у него картину за две с половиной тысячи долларов «Маленький электрический стул» и забыл об этом. У него в кладовке, свернутая в рулон, она пролежала много лет. По словам менеджера певца Шепа Гордона, Купер и Уорхол подружились в 1972 году в Нью-Йорке. «Тогда никто не думал, что работа чего-то стоит. Энди Уорхол еще не был тем самым Энди Уорхолом. И все происходило в круговороте наркотиков и алкоголя», — объяснил менеджер Купера. Произведение выполнено в красно-черных тонах. На нем изображен электрический стул, на котором в 1953 году были казнены Юлиус и Этель Розенберги, американские коммунисты, обвиненные в передаче СССР разработанных в США чертежей ядерной бомбы. Работа вошла в серию Уорхола «Смерть и катастрофа». Про«Маленький электрический стул» вспомнили, когда такое же произведение из серии «Смерть и катастрофа», исполненное в зелено-черных цветах, продали за 11,6 миллиона долларов на аукционе Christie’s в ноябре 2015 года. Но Купер отказался продавать произведение, заявив, что повесит его у себя дома. Кстати, под номером пять значится комната с именем David Bowie.

Про Энди Уорхола он написал песенку:

Andy Warhol looks a scream

Hang him on my wall

Andy Warhol, Silver Screen

Can’t tell them apart at all.

 

(Энди Уорхол смотрит крик.

Повесьте его на моей стене

Энди Уорхол и киноэкран

Отличить их почти невозможно.

 

Дэвид Боуи (настоящее имя Дэвид Роберт Джонс; David Robert Jones, родился 8 января 1947 года в пригороде Лондона Брикстон) — британский рок-музыкант.

Здесь есть комнаты, где незримо присутствует британский певец Mick Jagger (Мик Джаггер), Jonny Hallyday, конечно же The Beatles, The Rolling Stones и другие. Мы с Тоней оказались в № 13 и над нашей кроватью висел сам Дарт Вейдер (Darth Vader) — центральный персонаж первых шести эпизодов саги «Звездные войны».

Мы вышли из отеля, спросили у темнокожего молодого человека с блистательным английским языком, в каком направлении нам двигаться в сторону Экспохолла и, проигнорировав его совет воспользоваться метро, пошли пешком. То было неправильное решение, но сначала нам было весело шагать по утреннему Брюсселю, любоваться удивительной старинной бельгийской архитектурой, но потом стало закрадываться сомнение: а туда ли мы идем? Несколько раз останавливали прохожих — спрашивали. Все были любезны, отзывчивы, но дорогу объясняли по-разному, или мы просто не понимали их, учитывая уровень моего английского, да ведь и у них родной язык — французский.

Увидели метро, решили воспользоваться. Но, увы! Почему-то с карты Visa Сбербанка автоматы не захотели принимать наши евро, хотя я специально завел евро-карту. Сделать кэш тоже не получилось: автомат не принимал бумажных денег, а монетами мы еще не обзавелись. Нам любезно пытались помочь, но ничего не вышло! Потеряв много времени, мы обескураженные вышли из метро.

Тут нам повезло. Какой-то парень, спешивший утром на работу, набрал номер на своем мобильнике и вызвал для нас такси: «Ждите здесь 5–10 минут». И ушел. Мы посматривали на часы. Церемония открытия фестиваля должна была начаться в 10 утра. Времени оставалось все меньше, наконец такси подъехало, из него вышли пожилая и молодая особы-мусульманки, и водитель посадил нас. И подвез к самому входу Экспохолла. Там мы оставили верхнюю одежду в гардеробе (кстати, за деньги), и подошли к Reception. Туда же подошел и Марат Ахмеджанов, я узнал его по фотографиям. Вице-президент гильдии помог нам зарегистрироваться и получить бейджи. Мы вошли в огромный зал выставочного центра. Так начался этот наполненный до краев день открытия VIII Евразийского Литературного фестиваля «Открытый мир», продолжавшийся до позднего вечера.

14.11.2019

В конференц-зале фестиваля мы с Антониной сели скромно на «камчатке», но с этим не согласился вице-президент Марат Ахмеджанов, пересадивший нас на первый ряд. Так мы оказались в ряду с дипломатами. На церемонии открытия выступили почетные гости: посол Таджикистана Эркинхон Рахматуллозода, посол Кыргызстана Мухтар Джумалиев и советник-посланник посольства Казахстана — Ерболат Сембаев.

Про Открытый Евразийский Литературный фестиваль и книжный форум (OEBF) опубликован подробный пресс-релиз https:// mail.rambler.ru/#/folder/INBOX/313463, где все отлично и в полном объеме — рассказано. Желающих получить информацию об этом замечательном событии даю ссылку. Здесь же скажу только, что это единственный ежегодный литературный фестиваль в мире, который продвигает евразийскую литературу и культуру на международном уровне. Будучи связующим звеном между Востоком и Западом, это уникальное событие дает возможность творческим людям рассказать о своих проектах и поделиться опытом, найти единомышленников из разных стран, с которыми можно осуществлять совместные проекты.

В этом году церемония открытия фестиваля была посвящена 175-летию Абая и состоялась 14 ноября в Брюссельском Экспоцентре, где выступили с приветственной речью и поделились своими мыслями о вкладе творчества Абая Кунанбаева в мировую литературу спикеры: Джонатан Фрайер (британский историк, исследователь), Марат Ахмеджанов (вице-председатель ECG London) и Бегиджан Ахмедов (писатель из Кыргызстана), торжественно вручивший Марату Ахмеджанову орден фонда «Честь и мужество» (Россия) и представил свою книгу «Странник». В тот же день состоялась панельная дискуссия, посвященная творчеству великого писателя Чингиза Айтматова и влиянию наследия Абая на мировую литературу. Имена Абая и Айтматова великие, дискуссии, проведенные в их честь великолепными профессионалами-литературоведами, были чрезвычайно интересны, но было немного досадно, что наряду с ними не прозвучало имя моего великого земляка и тезки, поэта Мустафы Сафича Каримова (Мустая Карима), столетний юбилей которого отмечался в октябре. В тот же день, вечером на приеме у посла Кыргызстана Мухтара Джумалиева, по согласованию с Маратом Ахмеджановым, читая свои стихи, я попытался хоть как-то сгладить этот досадный факт, рассказав немного о нем: «К последнему своему стихотворению я поставил эпиграф из Мустая Карима: «Не русский я, но россиянин». 22 октября отмечалось столетие моего земляка, я не могу не сказать об этом на таком замечательном форуме: пусть здесь прозвучат несколько строк башкирского поэта:

И в ясный день, и вечером морозным, Чернее сумрак или зной лютей, Я путь определяю не по звездам, А — как по звездам — по глазам людей. По радостным, печальным и серьезным… Гляжу в глаза, чтобы с пути не сбиться. Чтоб в песне не солгать, не ошибиться».

Но я забегаю вперед. После церемонии открытия для нам устроили экскурсию по выставке, где в основном представлены замечательные некоммерческие социально-ориентированные проекты. Главный их смысл —помощь людям.

Затем был обед: прекрасное время знакомств и общения. И вообще, за три дня фестиваля мы обрели столько новых друзей со всех концов света, талантливых пишущих людей, мастеров слова. О некоторых из них попробую рассказать в своих «Брюссельских встречах».

После обеда объявили «Free time» — свободное время до половины пятого, и мы пошли с Тошкой знакомиться с бельгийской столицей. В двух шагах от Экспо-холла находится знаменитый Атомиум, туда мы и устремились. Погода для прогулки просто отличная, главное, не было дождя.

АТОМИУМ

Как выражается молодежь на своем сленге Атомиум — одна из главных «фишек» Брюсселя, его символ. Он был спроектирован к открытию Всемирной выставки 1958 года архитектором Андре Ватеркейном как идея века атома и мирного использования атомной энергии. Построен под руководством архитекторов Андре и Мишеля Полаков.

Мы без устали ползали с Тошкой внутри этого чуда, поражаясь человеческому гению, надо же было этому Андре до такого додуматься! Мы не поленились, нанесли визиты ко всем шести доступным шарам, а еще посмотрели фильм о том, как он строился: это настоящий триллер, который смотришь, затаив дыхание. Строительная техника в 1958 году была еще очень далека от совершенства, и «монтажники-высотники» демонстрировали такие чудеса альпинизма, ловкости и смелости, что Николай Рыбников в фильме «Высота» просто отдыхает.

Первоначально покрытие было алюминиевым, но после завершённого в феврале 2006 года капитального ремонта — сооружение покрыли стальной оболочкой, состоит из девяти сфер («атомов»), которые объединены в конструкцию, изображающую кубический фрагмент кристаллической решётки железа, увеличенный в 165 млрд раз. Высота Атомиума составляет 102 м, вес — около 2400 тонн, а диаметр каждой из девяти сфер — 18 м. Шесть из них являются доступными для посетителей. Сферы соединены между собой трубами длиной 23 м, содержащими эскалаторы и соединительные коридоры.

Всего между шарами существует 20 соединительных труб. В средней из них находится лифт, способный за 25 секунд поднять посетителей к ресторану и обзорной платформе, находящимся в верхнем шаре Атомиума.

МИНИ-ЕВРОПА

Непосредственно вблизи Атомиума расположена «Мини Европа» — парк миниатюр с копиями наиболее знаменитых сооружений городов Европы в масштабе 1:25.

Это как раз тот случай, когда твой «преклонный» возраст не имеет никакого значения, ты просто превращаешься в ребенка, забыв обо всем на свете! Спешишь по дорожке в страну детства, неважно какую — Франция это или Англия, нажимаешь кнопку: звучит гимн: «Марсельеза» или «Боже, храни королеву!». Сейчас ты с двух метров рассматриваешь Эйфелеву башню, а через неделю будешь пыхтеть, преодолевая 700-ю ступень этой башни — фантастика! Здесь установлены игровые пульты, с помощью которых можно управлять катерами, устраивать морские мини-баталии, тушить мини-пожары, можно вместе с полицейским гоняться за похитителем картин. Тошка была в роли жулика, убегающего от полицейского с «Джокондой» подмышкой, и долго бежала по импровизированной дорожке от преследования, пока ее не «пристрелил» полицейский). А еще можно сжечь огромный нефтебак или на катере догонять террористов. Отсюда просто не хочется уходить, но время неумолимо приближается к половине пятого, к этому времени мы должны вернуться на выставку и отправиться на прием к послу Киргизии.

НА ПРИЕМЕ

На приеме у посла мы с женой были впервые. Нам обоим казалось, что это такое официальное мероприятие «застегнутых пуговиц», чопорное, с гостями VIP, где все по протоколу… Возможно, оно так и есть, но только не на этой вечеринке на улице 47, Rue de l’Abbaye/ Abdijstraat, где мы собрались 14 ноября вечером. Скорее это было похоже на студенческую «тусовку», веселую, шумную и… вкусную, потому что здесь гостей прежде всего накормили горячим и обильным ужином, картофельными и грибными цыбриками с креветками, пловом разных видов, напитками, в том числе каким-то национальным, зеленоватого цвета, из большого сосуда в форме бочонка с краником.

Потом были выступления, веселые речи, шутки, читались стихи на разных языках. Хозяин посол Кыргызстана Мухтар Джумалиев излучал радушие и истинное восточное гостеприимство. И в этом не было ни позы, ни нарочитости, он сам по себе такой — широколицый, улыбчивый, солнечный человек.

Само здание посольства расположено в тихом районе, недалеко от исторического центра Брюсселя. О том, что здесь находится дипломатическая миссия, напоминает флаг Кыргызстана. Посольство Кыргызстана в Бельгии, Нидерландах, Люксембурге и Франции расположено в Брюсселе (Бельгия) и было открыто еще писателем Чингизом Айтматовым в 1994 году, и его работа длилась до 2006 года.

Дом — трехэтажный, в нем работают пять человек. Первый этаж предназначен для приемов. Здесь две комнаты. В левой — массивная мебель и национальные инструменты. А в правой — менее официальной — развешены фотографии первого посла — писателя Чингиза Айтматова. Есть там и выход в небольшой сад. Он зеленый, с красивыми деревьями и каменными заборами от соседей. Здесь проводят приемы и ведут беседы дипломаты.

В кабинете посла я с волнительным ощущением посидел за столом, за которым работал Чингиз Торекулович. Задал вопрос: а что было написано Айтматовым за этим столом? Послом Киргизии он стал в 1994 году. Тогда выходили книги: «Тавро Кассандры» (1994), «Сказки» (1997). «Детство в Киргизии» (1998) и «Когда падают горы» («Вечная невеста») в 2006 году, немецкий перевод которого увидел свет в 2007 году под названием «Снежный барс». Это было последнее произведение Айтматова.

А вы знаете, как называют это посольство в Брюсселе? «Дом Айтматова». До сих пор.

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (10 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка…