Страна: Канада
Член Союза писателей Северной Америки. В настоящее время проживаю в Канаде, в Монреале. С 2000 года работаю в канадских русскоязычных газетах и жypнaлax. В 2013 году в Москве вышли два тома Антологии русско — язычных писателей Северной Америки с рассказами. Лауреат литературных конкурсов- ЛитЭлит, Книжная полка, Армения Туристическая, Проза.ру, финалист международного открытого евразийского литературного фестиваля и книжного форума OEBF-2017. Журнал Южный Остров, апрель 2019, рассказ Железная маска рода Романовых. Сборник Армянские мотивы 2021. Журнал Парус, 2021 год, рассказ Ожидание миссис Смит. Дипломант конкурса Мгинские мосты 2021, Лонг- лист премии Некрасова 2021 год. Финалист международного литературного конкурса фестиваля Славянское слово 2021, проза, основная номинация приз имени Ф. М. Достоевского, 1 место за рассказ Под голубыми куполами, номинант Московской литературной премии – биеннале 2020-2022, лонг- лист премии Фазиля Искандера 2022.
Country: Canada
Отрывок из романа “Под голубыми куполами”
Я не была здесь лет семьсот, но ничего не изменилось.
Все также льется божья милость с непререкаемых высот.
Анна Ахматова.
Глава 1. 1995 год. Монреаль.
Офис Макса Тарасова находился в самом центре Монреаля в трех — этажном особняке на улице Шербрук. Старинный дом с высокими потолками, красивой лепниной, колоннами, широкой лестницей и узорчатой остроугольной крышей, выложенной зеленой черепицей, был украшением самой длинной улицы города- острова, окруженного рукавами реки Святого Лаврентия. Этот район местные жители назвали Золотым кварталом города.
Несколько веков назад небольшое поселение на берегу реки стало стремительно развиваться, именно здесь впоследствии проживали самые богатые люди всей страны кленового листа, в основном, шотландцы, те, кто строил свой бизнес на продаже пушнины. Роскошный мех, добытый охотниками в девственных лесах Канады, отгружали кораблями в страны Европы. В настоящее время только название квартала, да красивые, каждый на три окна особняки, в которых располагаются нотариальные конторы, офисы адвокатов, нотариусов, различные агентства, и напоминают о том благословенном для Монреаля времени, когда казалось, что вся жизнь страны кипит именно на этом пятачке, и что так будет всегда, но в 70 –х годах бизнес стал быстро перемещаться на запад, в Торонто, в силу его удобного географического положения, и, конечно же, из — за языка. Французский оказался многим не по зубам, да и политическая нестабильность в провинции Квебек сыграла свою роль, сильно подорвав основы экономики.
Макс работал над очередным проектом, когда тишину комнаты нарушил телефонный звонок. Никогда прежде он не верил в предчувствие, но в этот раз, прежде чем поднять трубку, он выждал несколько секунд, сам не понимая- отчего у него вдруг появилась дрожь в руках.
-Привет, дорогой.
Макс сразу же узнал голос Семена Бронштейна и сказать, что обрадовался этому звонку было бы преувеличением. С Семеном его связывал только год учебы в Ташкенте, после чего, следуя за родителями, Макс был вынужден покинуть город.
-Как жизнь земляк? – продолжал собеседник, даже не выслушав ответного приветствия. -Как мама?
-Привет, Семен, у меня все нормально с работой, у мамы тоже все хорошо. – сдержанно и без явного желания продолжать разговор ответил Макс.
-Знаешь, давно заметил, что одна из составляющих счастья — это быть занятым, а особенно быть занятым любимым делом, так что, ты как минимум на 30 процентов в этой жизни оказался успешным. Значит, говоришь, все ОК? Даже немного завидую. Когда- то я тоже учился на архитектора, если помнишь, да бросил все, не до учебы было. Слушай, а ты по родной земле не соскучился?
-Не знаю, о чем ты, про какую землю говоришь, я столько поменял в жизни городов и стран, что уже и не знаю, какая из них для меня родная, а скучать, как ты понимаешь, мне некогда. У тебя дело ко мне? — поторопил Макс. – Извини, я на работе и у меня времени в обрез.
-Как – то не получилось у меня красиво подойти к той теме, о которой я хочу с тобой поговорить.
-Ну мы с тобой не на светском рауте, можно опустить любезности.
-Да, ты как всегда прав. — легко согласился Семен. – У меня к тебе действительно одно интересное предложение. Сразу не давай ответ, тебе нужно хорошо обдумать и принять решение. С трезвой головой, с настроением, с…
-Ну если ты предложишь мне ограбить один из банков города, я сразу отвергаю этот вариант. — перебил его Макс.
Семен рассмеялся. — Приятно поговорить с человеком, у которого хорошее чувство юмора.
-Ну вот опять ты тянешь. Нет, краткость- это точно не твое кредо. – как от зубной боли поморщился Макс и посмотрел на часы.
-Хорошо, постараюсь быть кратким. Хочу предложить тебе сделать оценку одной картины, вернее, подтвердить ее подлинность без всякой бумажной волокиты, без заключений, подписей и печати. Нужно только одно твое слово и все.
-Странное предложение. — удивился Макс.- Это кому нужно только одно устное подтверждение?
-Это имеет для тебя какое- то значение? – воскликнул Семен, воодушевившись ответом Макса, вернее, не получив решительного отказа. –Что тебе стоит посмотреть и сделать заключение? Раз плюнуть- пришел, увидел, победил, ну или оценил, а в нашем случае еще и получил чек на определенную сумму с несколькими нулями. Проезд оплачивается в оба конца, плюс все расходы на передвижение и проживание.
-Не понял. Ты хочешь сказать, что это не в Монреале? -Он не успел возмутиться, как Семен быстро проговорил: — Лететь надо в Ташкент, потому я тебя и спросил о родном городе.
-То есть по-твоему, я должен лететь в Ташкент, сделать экспертизу картины. Устно подтвердить или опровергнуть подлинность мастера?
-Все правильно. Ну не то, чтобы совсем устное, ты должен будешь дать письменное заключение, но…- он сделал паузу, -без печатей и подписей, только твое мнение, выводы, подтверждение или опровержение.
-Странное предложение. Для чего надо мне лететь через океан, если картину можно отправить, например, в Москву. Там, насколько я знаю, есть прекрасные специалисты, а если картина хранится в музее… Семен, картина в музее или в частной коллекции?
-В музее. Помнишь, музей искусств, построенный как раз тогда, когда ты учился в Ташкенте?
-Помню, конечно, но там должны быть свои специалисты, которые могут сделать экспертизу.
-Макс, какая тебе разница- могут они или не могут сделать то, что тебе предлагаю я? Тебе надо только проверить подлинность. Зная ситуацию, могу тебя заверить, что для заказчика на данном этапе твоего заключения будет вполне достаточно.
-А какой следующий этап? — поинтересовался Макс.
-Это тебя совершенно не должно волновать. Твое дело- посмотреть и сказать- да или нет. Твоя работа на этом закончена. Получаешь конверт, билет и летишь обратно.
-Семен, провести экспертизу картины- это мероприятие не такое простое, как ты мне тут расписываешь. Слишком все наивно и даже я бы сказал — по-детски. Ты мне предлагаешь лететь на другой конец земли и потратить несколько дней на осмотр картины, которую могут посмотреть специалисты самого музея? Я могу тебе сразу дать свой ответ, отрицательный, конечно. А, кстати, о какой картине идет речь? – вдруг проявил он интерес.
-Известный итальянский художник, 15 или 16 век…
Макс рассмеялся: — В Ташкенте? Ну не смеши. Я тебя заверяю, что в Ташкенте не может просто так из ниоткуда появиться подлинник итальянского художника 15 века, который до сих пор оставался в неведении специалистов. Возможно, это копия, может быть даже очень неплохая, но она не стоит таких денег, чтобы оплачивать мою поездку, да я собственно говоря и не собираюсь никуда лететь. Думаю, тебе стоит найти для этой авантюры кого-нибудь другого.
-Не беги впереди паровоза. – серьезным, так не свойственным ему голосом, вдруг заговорил бывший однокурсник. – Картина из коллекции опального князя Романова, который всю жизнь прожил в Узбекистане. Я в свое время не особенно вникал в эту историю, как оказалось, зря.
Заметив, что Макс прислушивается и не возражает уже так стремительно, как ранее, он тоном человека, который разбирается в человеческих характерах продолжил: — Князь много путешествовал, не будучи еще высланным из России. Имея на руках много денег и неплохо разбираясь в искусстве, он покупал то, что ему нравилось, особенное пристрастие питал к живописи, да и здесь делаю ударение- именно к итальянским художникам.
-Знаешь, это действительно интересная и даже заманчивая история, но, поверь, у меня нет времени на такую поездку, к тому же все- таки правильнее было бы тебе обратиться к эксперту, я же по большому счету просто любитель, да и маму одну не могу оставить. Так что вопрос решен. У тебя на этом все?
-Насчет Ольги Константиновны ты можешь не волноваться. – спокойно продолжал Семен, словно и не услышал быстрого отказа. — Мы бы ее отправили на пару недель на юг, ей это только на пользу будет, отдохнет. Я за это берусь, обещаю, да и тебе не помешало бы развеяться немного, а то скоро скиснешь в своем офисе. Я даже не представляю себя сейчас в бюро, архитектура осталась как приятное воспоминание из прошлой жизни. Думаю, ты бы за 10 дней справился бы с этой задачей. – Семен вновь быстро перевел разговор в нужное ему русло.
-Семен, я же тебе говорю- никуда я не поеду. А какой у тебя интерес во всем этом? Альтруистом ты никогда не был. Тебе обещали хорошо заплатить? Послушай, я ничего не хочу менять в своих планах ради какой- то картины в музее, в лучшем случае забытой в пыльных запасниках. Как я понимаю, мне предложено ее посмотреть потому что никто ничего не должен знать раньше времени? Правильно? Да и сама мысль –приехал эксперт из Канады, оценил, вроде звучит, верно? Макс рассмеялся.
-Как – будто там своих экспертов мало. Проконсультируйся у них, дешевле обойдется, сэкономишь на одних только транспортных расходах. Если нужно, я даже обещаю помочь с протекцией, у меня есть несколько знакомых, в Москве.
-Какой же ты упрямый. — только и сказал Семен. – И недальновидный. Ты никогда не играл в покер? Ну да, ты не азартный человек, так неужели ты думаешь, что, предложив тебе эту поездку, я не имел бы в запасе несколько козырей? Ну или как в голливудском кино- на каждый вход всегда есть несколько выходов.
-Даже так? — удивился Макс, не ожидая такого оборота событий. –Какие же должны быть у тебя козыри, чтобы реально поднять меня с места и заставить лететь…
-В страну твоей первой любви, студенчества, да и мало чего еще… – прервал его Семен, сознательно не закончив фразу.
Макс замолчал, понимая, что за этими, казалось бы, простыми словами бывшего сокурсника кроется что- то, что он пока еще не знает. Но что? Он прожил в Ташкенте всего около двух лет, пока отца вновь не перевели на другую работу, они с матерью только успевали паковать и распаковывать чемоданы. После Ташкента была Польша, Венгрия, Куба, как кочевники они меняли страны, друзей, дома.
Ташкент… Громадные чинары и журчащая вода в арыках, дребезжащие трамваи в центре города и переполненные маршрутки, в которые, как селедки в бочке в 40- градусную жару забивались студенты. Потрясающие по краскам и вкусу, напоенные солнцем фрукты, овощи, горы зелени на базарах. Максу показалось, что он вспомнил все запахи специй, зелени, ароматных дынь, яблок, словно физически ощутил их всеми своими рецепторами, как и запахи от шашлыка и слоенной самсы, которые витали чуть ли не на всех перекрестках города.
(Пока оценок нет)