Адель Чилякова

Страна : Узбекистан

Адель Абдурахмановна Чилякова, доктор философии, публицист, писатель. Амбассадор Евразийской творческой гильдии (Лондон). Лауреат международной премии «Gratias Agit» (Чехия 2013) и Приза зрительских симпатий (Узбекистан 2017).

Образование:
— Московский Государственный университет им. Ломоносова в Москве, факультет журналистики;
— Карлов университет в Праге: научная диссертация (философия искусства, научно-техническая революция, фотожурналистика)

Деятельность:
В Чехословакии:
* Публицистическая, преподавательская и научная деятельность. Проект и сборник к актуальным проблемам чехословацкой журналистики 70-80 гг., подготовка, проведение и главный доклад на Общегосударственном семинаре, проведенном Карловым университетом и Союзами журналистов Чехии и Словакии.
Возвращение на Родину, в Узбекистан, в связи с критической направленностью моей указанной выше деятельности и поддержкой необходимости демократических перемен в бывшей тоталитарной Чехословакии.
В Узбекистане –
* Работа и сотрудничество с Посольством Чешской Республики в Узбекистане в области культуры. Создание проекта «Планета – наша общая Родина» и малого театра-лаборатории «Арт-Студия-Свет». Концерты и спектакли, собственная публицистика, драматургия и поэзия, посвященные культуре и искусству разных стран мира, их демократическому диалогу, многонациональной и многоконфессиональной гармонизации. Режиссерская деятельность, связанная с их презентацией на сценах Ташкента.
* В 2013 г. чешский премьер-министр вручил мне государственную премию лауреата «Gratias Agit» за продвижение доброго имени Чешской Республики за рубежом, а в 2017 г. зрители Ташкента вручили мне Приз зрительских симпатий.



Country : Uzbekistan

Adel Abdurakhmanovna Chilyakova, Ph.D., publicist, writer. Ambassador of the Eurasian Creative Guild (London). Laureate of the international award “Gratias Agit” (Czech Republic 2013) and the Audience Award (Uzbekistan 2017).

Education:
— Moscow State University. Lomonosov Moscow, Faculty of Journalism;
— Charles University in Prague: scientific dissertation (philosophy of art, scientific and technological revolution, photojournalism)

Activity:
In Czechoslovakia:
* Journalistic, teaching and research activities. A project and a compendium of current problems of Czechoslovak journalism of the 70-80s, preparation, conduct and a keynote speech at a national seminar held by Charles University and the Czech and Slovak Journalists Unions.
Returning to my homeland, to Uzbekistan, in connection with the critical thrust of my above activities and support for the need for democratic change in the former totalitarian Czechoslovakia.
In Uzbekistan —
* Work and cooperation with the Embassy of the Czech Republic in Uzbekistan in the field of culture. Creation of the project “Planet is our common Motherland” and the small theater-laboratory “Art Studio-Light”. Concerts and performances, own journalism, drama and poetry, dedicated to the culture and art of different countries of the world, their democratic dialogue, multinational and multiconfessional harmonization. Directing activities related to their presentation on the stages of Tashkent.
* In 2013, the Czech Prime Minister awarded me the state prize of the Gratias Agit laureate for promoting the good name of the Czech Republic abroad, and in 2017, Tashkent spectators presented me with an Audience Award.


Отрывок из статьи «От противостояния к демократическому диалогу. Большая Евразия : Успехи и проблемы регионального сотрудничества»

Евразия, самый большой континент мира, включает сегодня  94 государства, отличающихся географией, историческим опытом, менталитетом, религией, экономическим, политическим и культурным развитием.  Новая волна интереса к евразийству появилась в 80-е гг. XX века в связи с творчеством русского ученого Льва Гумилева, который предпринял успешную попытку создать концепцию мировой, или Всемирной истории, объяснить механизм взаимодействия ее составляющих и их глобальную зависимость от законов развития органической природы и космоса. 

Лев Гумилёв — сторонник русско-тюрко-монгольского братства, для него евразийство —  образ мысли. Он старался доказать, что Русь — это продолжение Золотой Орды, а многие русские люди — потомки крещёных татар (см. очерки «Эхо Куликовской битвы», «Чёрная легенда», популярная книга «От Руси до России», монография «Древняя Русь и Великая степь»). 

Другой сторонник евразийской теории Н. Трубецкой  заявил, что русских и кочевников связывает особое умонастроение, основанное на идеях личной преданности, героизма, духовной иерархии и вере в высшее начало мира.

В развитии исторических, культурных, экономических, политических и дипломатических связей  между народами Востока и Запада большую роль сыграл Великий шёлковый путь (Great Silk Road), возникший во II в. до н. э. Он стал фактором быстрого и эффективного развития Центральной Азии и ее международной роли как накопителя информации, активности и технологий, передаваемых и в другие страны. О его роли в плане дальнейшего развития демократического диалога между странами Востока и Запада свидетельствует также программа «Шёлковый путь — путь диалога»,  принятая ЮНЕСКО в 1987 году. 

В своей пассионарной теории этногенеза  Лев Гумилев ввёл понятие «суперэтноса» как группы этносов, проживающих в разных климатических зонах, но объединённых в единое общественное целое посредством особой биохимической энергии, позволяющей делать сверхусилия.  Согласно его теории, пассионарии – люди с врождённой способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать ее в виде целенаправленной деятельности по видоизменению окружающей среды. Это творческие люди, изобретатели, первооткрыватели, созидатели, способствующие накоплению и преобразованию энергии и рационализации жизни. Это люди, которые двигают историю и направляют ее развитие.

Большая Евразия, успехи и проблемы регионального сотрудничества наций, стран и конфессий на ее территории, представляют, по моему убеждению, уникальный контекст мирового разнообразия и противоречий мира. Объединённый в единое общественное целое программой и совместными целями  устойчивого развития этот евразийский союз может стать источником новых, инновационных форм, методов, идей, а также совместного решения назревших задач и проблем глобального характера. Здесь открывается путь к объединению усилий и пассионарных «сверхусилий» нового мирового «суперэтноса». В моем проекте это  связано с инновационным сочетанием образовательных методик и их практической апробацией, с творческим участием представителей разных социальных слоев разных стран в демократическом диалоге, направленном на совместное создание произведения мира.

 Энергия миростроительства, проходящая через разные стадии  оппозиционных дискуссий и диалога к демократическому диалогу, способна смягчить, «умиротворить», заменить  агрессивное и разрушительное противостояние наций, религий, социальных, политических, экономических и других группировок. 

Как свидетельствует опыт с реализацией моего проекта, одобренного Министерством культуры и Министерством юстиции Узбекистана, но «замороженного» его  бюрократической системой, для осуществления идей демократического диалога, мультикультурализма, гармонизации многонациональных и многоконфессиональных отношений и необходимых для этого инноваций в системе образования (тем более в международном масштабе!) необходима поддержка со стороны демократических  государств, заинтересованных в глобальном миропорядке и располагающих соответствующими инструментами воздействия.

Этой проблематике я посвящаю свой проект «От противостояния к демократическому диалогу» и одноименную публицистическую статью. 

Каковы особенности современного развития?

В современном мире с разрушенной симметрией отношений Человек и Природа, Человек и Бог, Человек и Планета, Человек и Человек, в противовес натуралистическим, потребительским подходам к общечеловеческим ценностям растет стремление к духовности и возрождению нравственных ценностей. Вместе с тем усиливается агрессия, геополитическая напряженность и противоборство в реальном и  в информационном пространстве, актуализируя проблематику неделимости и безопасности мира. 

Современный мир стремительно молодеет в возрастном соотношении поколений.  За всю историю человечества сегодня молодежь — крупнейшее по численности поколение, насчитывающее 2 миллиарда человек. Если не обеспечить молодых людей достойным местом в жизни и возможностью реализовать свои способности, будет назревать проблема «потерянной молодежи», она может оказаться  объектом преступных и экстремистских 

идей или предпочтет уход в мир виртуальный.  

Характерная черта последнего столетия — распад конгломератов имперского характера, образование и установление независимых и новых государств

Устойчива ли тенденция обособления и разъединения в мире? Сама мысль  о новом возведении китайских и берлинских стен или железных занавесей кажется абсурдной, в особенности учитывая развитие современных информационных и производственных технологий. 

Есть время разбрасывать камни и есть время собирать камни. Происходят изменения во взаимоотношениях наций и стран в сторону развития демократии и диалога, многовекторных экономических и культурных связей. Выразительную тенденцию, особенно в евразийской экономике, набирает   широкое использование энергии частной инициативы. 

Жизнь сохраняет актуальность многих исторических документов, которые и поныне служат основой демократического развития в мире, начиная с Английской «Великой харты вольностей» (Magna carta). История распада Советского Союза преподала человечеству урок о том, как важно соответствие между провозглашенными свободами и правами человека и их соблюдением и к каким последствиям ведет атеистическая политика тоталитаризма, монополия одной партии, фактический запрет вероисповедания, жесткая плановая экономика и т.д.

Человечество к сегодняшнему дню осознало необходимость  взаимосвязанного бытия и выживания перед лицом экологических, экономических и военных катастроф. Какие системы объединяют людей в сообщества?

Этническая и религиозная общность в рамках этносов и религий  — это системы, формирующие исторический и культурный тип человека, они затрагивают все социальные, гуманитарные и многие другие сферы жизнедеятельности. Но эти же ценности зачастую людей разъединяют на уровне межэтническом и межконфессиональном. Искусство и культура в потенциале своем наднациональны и надконфессиональны, в связи с этим возникла философия и политика мультикультурализма в качестве инструмента, способствующего взаимообогащению культур и построению гармоничного общества.Принципы проницаемости, динамичности, изменчивости границ культуры как многоуровневой системы, развивающейся в непрерывном диалоге с другими национальными и религиозными культурами, позволяют построить  механизм комплексного взаимодействия, а мультимедийные формы культуры – формировать новый, комплексный тип мышления и новаций в системе образования. Британская политика по интеграции инокультурных и иноконфессиональных иммигрантов в общество на протяжении длительного времени считалась настолько успешной, что на нее  ориентировались и другие страны Евросоюза.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка...