Отрывок из прозы “Это война, детка. Дневник украинской беженки”
23.02.2022. Предисловие, написанное как эпилог
Сегодня последний день мира. В телевизоре напряжение. Это как Титаник, только хуже. Идет ко дну не корабль, а целый мир. Но сейчас жизнь другая, и титаники перестали меня трогать. Мир не перевернулся и не утонул, он, как бы помягче сказать, завтра закончится. Если бы я знала…
Вечером я купила билет по маршруту Киев-Ларнака-Киев, но не успела улететь. Билет был на 28 февраля. Я добиралась до Кипра шесть дней. Меня поддерживали дочка Маша и сын мужа от первого брака Даниил. У меня остался обратный билет до Киева. Я обязательно использую его, когда закончится война.
Изначально я планировала написать серьезную аналитическую статью или исследование. Но в итоге решила опубликовать свои дневники. И для этого есть несколько объективных причин. Во-первых, я не знаю, какой будет исход войны, развязанной Россией против Украины. Во-вторых, я не смогу ответить читателю на самый главный вопрос: «Зачем?»
Я задаю себе другие вопросы и тоже не могу найти на них ответов. Какой будет мир «после»? Сохранит ли свои границы Украина? Сколько погибнет людей – мирных и военных? Как сильно пострадают города? Сколько времени понадобится, чтобы восстановить Бучу, Ирпень, Гостомель, Херсон и Мариуполь? Ждет ли Украину новый голодомор и зима без отопления?
Мой дневник украинской беженки не был бы таким откровенным и полным, если бы я не разместила в нем некоторые размышления моей взрослой дочери. Поэтому привожу и ее взгляд на случившиеся в нашей жизни события.
Я безумно хотела написать о том, что видела и чувствовала, на украинском языке. Так мне казалось более правильным. Потом подумала, что русскоговорящих людей на планете Земля все же больше. Потому делаю так, чтобы и они смогли прочитать дневник украинской беженки.
И последнее. Я не знаю, какой будет конец у этой книги. Война продолжается, и мы все еще увидим финал.
24.02.2022. Война
Проснулась пораньше. Включила телевизор и села на диван. То, во что вчера не поверила, сегодня стало реальностью. Я гнала от себя нелицеприятные мысли. Уверяла себя и дочку, что все произойдет где-то на Донбассе. Так там еще с 2014 года идут военные действия. Цинично? Возможно. Минские соглашения давно закончились. С экрана вещает российский лидер о спецоперации на Донбассе, а также «демилитаризации и денацификации» Украины.
Зеленский ввел военное положение на территории всей страны.
ВОЙНА.
Я расстроилась, что не попаду сегодня в спортзал. Потом до меня начало доходить, что тренировок теперь не будет. Начались звонки и сообщения от друзей и родственников. Все, как и я, думали, что пронесет. А оно… вот как-то так… Далеко на Кипре рыдает дочка: «Мам, я же просила тебя уезжать!»
Честно, в моей голове не укладывалось, как «спецоперация на Донбассе» перерастет в войну против братского народа. Что же теперь будет? Нас всех убьют, сожгут в концлагере или возобновят политику этнического рассеивания? «Нас всех?» – Русские говорят, что нет, только «нациков». Так у нас практически вся страна «нацики». Любить свою землю – это нормально, если кто не знает.
Не в этот день, но чуть позже я проскочу почти все стадии неизлечимой болезни – от неприятия до смирения. В прежней жизни я была хорошей женой, дочкой, мамой. Видела развал СССР и революции в Украине. А так, по мелочам, пережарила тысячи кур и сварила сотни борщей.
Сегодня я первый раз очутилась в стране, где воют сирены и люди бегут из города. За окном пробка, все сигналят от нежелания пропустить кого-то. Или от желания уехать первыми.
Выскочила в супермаркет. Отстояла полтора часа в очереди. Пускают по десять человек, чтобы не создавать ажиотаж. Вышла оттуда с огромными пакетами, еле дотащила домой. Пожалела, что у меня только две руки.
Поняла, что в аптеку я не попаду. Там очередь на два часа. Ладно, чёрт с ней, все равно эта безумная война долго не продлится. Вот не дура, а?
25.02.2022. Что делать?
Могла ли я когда-нибудь представить, что в 21-ом веке, в моем любимом Киеве, практически в центре Европы, будут греметь взрывы по спальным районам? Или что прямо из окна я увижу колонну танков и БТР-ов с двумя флагами – российским и украинским? Так обычно делают на саммитах и прочих дружественных посиделках. Но вы вторглись на чужую землю без приглашения, не водки попить и не борща похлебать. Зачем вешать себе на броню украинский флаг?
Обрывает телефон подруга: «Наташ, уезжай из Киева, срочно!» Понимаю, что время упущено, говорю ей: «Ань, куда? Сесть в машину и ехать три дня лесом, два дня полем? Одной, ночью спать, где придется? А если бензин закончится? А если по дороге мародеры машину отожмут, а меня изнасилуют и убьют? Лучше уж я дома».
С наступлением темноты стало страшно. Снова выли сирены, где-то вдалеке ухкало. Зашторила окна, выключила свет. Я то уходила в туалет с зажженной свечой, то возвращалась на коврик возле дивана. «Не поеду никуда,– сказала дочке.– Уже закрыли воздушное пространство. Мы напрасно вложились в мой билет». Мы спорили целый вечер, часа четыре, наверное, но так и не пришли к единому решению. Машка предлагала мне поезд, но мне не хотелось. Честно, я боялась, что железку будут бомбить.
Я переживаю за маму, которую только три дня назад забрала из больницы. Она все равно никуда не поедет, ей нужно несколько раз в день дышать кислородом.
Муж, который бросил меня в 2014 г, сбежав в Москву, молчит. Официально я замужем. А вот практически – сижу и не знаю, что делать. Я не жалуюсь. Мне уютно в моей маленькой семье, в которой есть взаимопонимание, любовь и уважение. Я, мои мама и дочка – на нас троих стоит мой камень основания. Осталось дело за малым – стать счастливой женщиной. Никто не знает, какое время подходящее. Бывает, что и любовь во время чумы случается.